• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи пользователя: Аннгел (список заголовков)
10:31 

Клонтарф (1013-1014 гг.)

Аннгел
Кнута нет. Буду пороть пряником.
Историческая справка здесь
Но это все сухие факты. Хочу здесь привести рассказ Роберта Говарда, позволяющий погрузиться в события этого легендарного сражения изнутри.
Не могу поручиться за историческую верность некоторых нюансов, прописанных в рассказе, но это события столь древние, что и доказательств тому, что автор неправ, тоже нет. (Это меня задело то, что гаэлы описываются совсем уж дикарями в звериных шкурах)
Зато, автору великолепно удалось сохранить налет легендарности и волшебства, свойственный сагам и легендам и при этом очень ярко и красочно описать сражение, которое кажется трехмерным. И чувствуешь себя участником, буквально слыша звон оружия и заражаясь азартом битвы.
Куда ушел Седой Бог
Рассказ. Наслаждайтесь)
Продолжение рассказа в комментариях, в моем дневнике.


@темы: celtic history, celtic music

10:19 

Ирландское общество (IX век)

Кнута нет. Буду пороть пряником.
Ирландское общество (IX век)

Ercaidh, 2001г.
Взято отсюда

Землевладение

В IX в. ирландское общество сохраняло все характерные особенности родоплеменного строя – это значило, в первую очередь, что частная собственность распространялась только на скот и движимое имущество, земля же по большей части являлась собственностью всего рода. Такая земля именовалась fintiu. Каждый свободный член большой общины-рода имел собственный надел, который выделялся ему старейшиной, и обычно зависел от размера его семьи. После смерти какого-либо из членов рода старейшина, как правило, производил раздел всей общинной земли заново, наделяя каждого из членов общины новым участком, при необходимости добавляя или забирая часть надела в пользу тех, кто в этом нуждался. При этом пастбища и выгоны оставались в общем пользовании, а особо трудозатратные мероприятия (вроде очистки чьего-либо поля от камней, постройки заборов между участками) выполнялись силами всего рода. Также в общем пользовании находились поймы рек, леса и горные склоны.
Своего собственного надела в рамках рода не могли иметь «люди ремесла» (aes dana) – кузнецы, столяры, лекари, ювелиры и проч., а также поэты и рабы.
Кроме общинной земли, существовала также и «королевская земля» (mruig rig), которой король племени или королевства распоряжался по своему усмотрению, но только на время своего правления, и не мог передать ее по наследству. Такая земля предназначалась, например, для проведения пиров, ярмарок или спортивных состязаний, на ней строились «заезжие дома».
В отличие от родовых владений, монастырские земли (обозначавшиеся словом termon), не делились на наделы, а являлись общей собственностью монашеской общины, и не могли быть проданы, поделены или сданы в аренду без согласия всех без исключения монахов.
Личная собственность на землю также допускалась. Такая земля – orbae – выделялась главой рода или племени какому-либо из его членов в бессрочное наследственное владение, но после смерти владельца должна была быть распределена между наследниками «согласно справедливости». Чаще всего эта земля быстро дробилась на мелкие наделы, и в итоге возвращалась в собственность общины. Был и другой способ обретения права личной собственности на землю – ее покупка у общины, в таком случае хозяин земли мог распоряжаться ей по своему усмотрению, в том числе перепродавать и завещать.
В VIII-IX вв. веке характерным для Ирландии был процесс постепенного сокращения наделов, принадлежавших мелким общинам, и сосредоточение больших площадей земли во владении крупных общин и отдельных богатых землевладельцев.
Однако значительная часть всей земли в Ирландии, в основном гористая или заболоченная местность, а также большие леса, не принадлежала никому – такая земля называлась «неделимой» (dirann), и ее могли использовать как угодно. Но всякий раз, когда ее начинали использовать для своих нужд (например, для добычи камня, леса или торфа), она сразу же переходила в разряд общинной или личной.
читать дальше

@темы: celtic history

10:09 

Военное дело.

Аннгел
Кнута нет. Буду пороть пряником.
Ирландия IX век
Пара слов про оружие

составил Ercaidh
Взято отсюда

Вопреки распространенному заблуждению, основным и самым массовым наступательным оружием ирландцев к 9 веку являлся не меч, а боевой топор (biail или rodb). Топоры были весьма разнообразны по типам, весу и размерам - известны двусторонние топоры (biail imfhaebur), топоры с одним или двумя шипами на обухе (gallbiail, досл. "топор викинга"), топоры, насаживавшиеся на рукоятку, крепившиеся в расщеп, и т.д. Особой разновидностью топора считался fidbae, на самом деле представлявший из себя секач или боевой серп. Вес стандартного боевого топора, согласно археологическим данным, обычно составлял от 2 кг и выше, длина рукоятки - от 80 см., длина самого топора - порядка 25 см., длина лезвия - около 7-10 см. Нередки были и топоры и более внушительных размеров, например двуручные. Правда, один из типов топора, tuag connaid, был, по-видимому, очень легким и мог быть свободно спрятан под одеждой.
Мечи (claideb) были распространены значительно меньше и являлись по большей части "аристократическим" оружием, что объяснялось их значительно более высокой стоимостью. Вопреки еще одному заблуждению, ирландский меч был коротким - в среднем около полуметра или чуть больше, с шириной лезвия порядка 6-7 см. Длинные мечи и полутораметровые рапиры относятся к значительно более раннему времени - к позднебронзовому веку. Как правило, меч имел двойную гарду - поверху и понизу рукоятки. Благодаря знакомству с викингами некоторое распространение к 9 веку получили мечи скандинавского типа, но обычно несколько меньших размеров, чем их оригинальные прототипы.

Копья (gae или sleg) были весьма разнообразны и различались по весу, длине древка и форме наконечника. Наиболее распространенными были тяжелые длинные копья с ромбовидным либо листовидным наконечником, в котором часто прорезались отверстия для облегчения веса. Другие распространенные типы - короткое копье с широким наконечником (lethgae), а также легкий метательный дротик (fogae).
Щиты (sciath) были двух основных типов, различавшихся размерами: большой щит имел средний диаметр от 60 см. до метра, малый щит - от 20 до 40 см. Обычно щиты (как и по всей Европе) делались из дерева, часто обтягивались толстой навощенной кожей и оковывались по краю металлом. Не исключено, что щиты использовались и как наступательное оружие, для чего они снабжались режущей кромкой, на что указывает и ее название - foebar (этим словом обозначалось также лезвие меча или топора). Большие щиты обыкновенно снабжались ремнем для ношения их за спиной.
Собственно доспеха у ирландцев не было - кольчуги (luirech) и хауберки (scabal), хоть и регулярно упоминаются в хрониках, являлись очень редкими, стоили дорого и были чаще всего скандинавского происхождения. Есть определенные свидетельства, что шлемы были известны ирландцам еще на рубеже нашей эры, однако большая часть найденных ирландских шлемов 9-10 века сделаны по образцу скандинавских. Они, как правило, яйцевидной формы, либо железные, либо деревянные и кожаные, укрепленные металлическими полосками; некоторые имеют маску для глаз и носа.
Луками ирландцы стали пользоваться только со второй половины 9 - начала 10 века, под влиянием скандинавов. В качестве оружия дальнего боя предпочитали дротики, а также пращи, заряжавшиеся либо камнями, либо шарами, сделанными из замешанной с водой извести или обожженной глины. (Или татлумы, мозги замешаные с известью)
В раннесредневековых ирландских кладах довольно часто встречаются железные либо свинцовые груши и шары от боевых цепов и кистеней, однако ничто не указывает на их местное происхождение. Нечто похожее на оружие подобного типа упоминается в текстах всего два-три раза, при этом всякий раз толкование этих фрагментов спорно.

@темы: celtic history

Celtic Сommunity

главная